Ювелирные изделия из янтаря


Янтарь в музеях

Оружейная палата Кремля является хранилищем более 30 янтарных изделий, которые относятся к периоду наибольшего спроса на этот камень в Европе — первая треть XVII — середина XVIII в. В это время янтарь стал излюбленным подарком, он непременный атрибут подношений влиятельной знати. Так, упоминающийся в описи Оружейной палаты янтарный посох был прислан в дар патриарху Никону герцогом Курляндии в 1658 г. В 1635 г. князь Львов подарил царевичу Иоанну Михайловичу янтарный кубок. Красивую янтарную кружку преподнес царю Алексею Михайловичу литовский посол Станислав Венявский в 1648 г.
Особенно щедрым на янтарные подарки был прусский двор (период 1668—1689 гг.). Подношения прусских правителей весьма разнообразны: сосуды, шахматные доски с фигурками, подсвечники, блюда, ларцы, всевозможные безделушки — свидетельство начала бурного расцвета янтаререзания в Европе в XVII в.
Гордостью Оружейной палаты являются девять подсвечников из янтаря. Два из них выделяются не только своей величиной, но и множеством украшений. Подсвечники собраны из точеных деталей: кружков, цилиндриков, круглых и сплюснутых бусин с элементами рельефной резьбы. В декоре подсвечников много резных накладных деталей. Ими богато украшены подставки подсвечников, выполненные из желтого и желто-белого опакового янтаря.
Привлекают внимание вазочки из янтаря. Они состав¬лены из точеных деталей и пластин янтаря с резным узором, выполненным в плоском рельефе (овалы и растительные завитки). Особенно высоким мастерством изготовления отличается ваза из янтаря широкой цветовой гаммы: красноватого (густого, близкого к коричневому и более светлого), желтого (лимонного или золотого) и других цветов — от непрозрачного яично-желтого до воскового. На дне чаши сделан подкладной рельеф. Сквозь темную прозрачную пластинку проступают силуэты двух мужских фигур, несущих на палке большую виноградную гроздь. Самое ценное в пышном убранстве вазы —тонкая резьба ее чаши: цветы и листья, тонкие побеги и всевозможные завитки, собранные в связки плоды и фрукты, овальные медальоны с аллегорическими женскими фигурами, символизирующими добродетели.
Из других янтарных изделий интересны кружка, рюмка, кубки, собранные из выточенных па станке деталей, декорированных неглубокой резьбой. Форма в сочетании с прозрачностью создает впечатление ломкой хрупкости, они роднят янтарную рюмку и кубки с их стеклянными аналогами. Трудно передать словами ту грациозность п легкость, с которыми выполнены резные рельефные узоры в нижних поясах рюмки. Изящество вьющихся стебельков, завитков, взбегающих вверх крохотных листочков, гирлянд, лент и бантов, перевязывающих букеты, связки плодов, неповторимо.
Музей янтаря в Паланге был открыт 3 августа 1963 г. по инициативе Вильнюсского государственного художественного музея Литовы в бывшем дворце графов Тышкевичей.
Экспозиция музея знакомит посетителей с условиями образования янтаря, историей его добычи и обработки с давних времен до наших дней. В музее экспонируются выброшенные морскими волнами или найденные в процессе археологических раскопок куски янтаря, а также изготовленные из него ценные произведения искусства, украшения.
Самую большую ценность в экспозиции музея представляют 100 янтарных изделий так называемой палангской коллекции. Это — подвески, бусы, кружочки, пуговицы, веретена, ожерелья и другие предметы. В музее экспонируется красивое ожерелье, составленное из бусин в форме двойных усеченных конусов. Самая крупная бусина находится в середине ожерелья, к концам ожерелья размеры бусин постепенно уменьшаются. Здесь же выставлены янтарное веретено с ручкой, четыре квадратные янтарные пластинки для наматывания лент и янтарный ножик.
В музее экспонируются серийные янтарные изделия палангского цеха клайпедского художественного комбината «Дайле» — нитки бус, состоящие из ритмически повторяющихся продолговатых, плоских, шарообразных и неправильных кусочков янтаря различного цвета, медальоны, уникальные комплекты женских и мужских янтарных украшений.
Огромный интерес вызывает авторский зал музея. Авторы использовали естественные куски янтаря для получения из них скульптур. Сама природа придала некоторым кускам оригинальную, порой неожиданную форму. Поэтому достаточно чуть-чуть подправить фактуру — и кусок янтаря превращается в художественный сувенир, чудесную скульптуру. Таковы скульптуры «Неандерталец», «Кяститус и Бируте», «Боцман», «Филин». Оригинальное сочетание янтаря с металлом способствовало созданию композиции «Ящерица».
У большинства выставленных в музее бус, медальонов, браслетов, брошек и подвесок сохранены естественные или близкие к ним формы кусочков янтаря. Их стоит лишь немного подправить, и они раскрывают всю глубину обаяния солнечного камня.
В отдельной комнате музея экспонируются запечатанные внутри янтаря различные насекомые, веточки растений и другие фрагменты растительного мира. Их можно хорошо рассмотреть через увеличительное стекло. Особенно привлекают внимание включения с пауками и бабочками, когда-то попавшими в липкую смолу и напрягающими все силы, чтобы выбраться из нее.

Калининградский музей янтаря

В комнате-музее при Калининградском янтарном комбинате собраны образцы изделий, выпущенных комбинатом в последние годы. В непостижимой гармонии смешиваются и переливаются медь и бронза, охра и сиена; осенним листом вспыхивает лимонная желтизна. Встречаются янтари красные и белые, серые и оранжевые, голубые и черные. Гордостью музея является камень 13 цветов. Из бледно-желтого плавленого янтаря вырезаны изящные фигурки животных: олени, медведи, белки, зайцы, собаки, птицы и даже стаи лебедей.
В музее экспонируются колье, браслеты, кулоны, броши, ожерелья, бусы, серьги, запонки, мундштуки, изготовленные с большим художественным вкусом. Они составлены как из янтариков правильной геометрической формы, так и из кусочков природного янтаря, только слегка пришлифованных. Янтарь умело сочетается с серебром и другими металлами в виде тонкой филиграни, зерни, литья и штамповки. Очень хороши вырезанные из плавленого, а норой из природного янтаря скульптурные миниатюры, вазы, кубки, шкатулки филигранной работы, коробочки и даже «янтарные книги». В музее хранится уникальная находка — кусок янтаря весом 4280 г.

Янтарь в эрмитаже

Немногочисленные, но довольно оригинальные изделия из янтаря хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа. Таковы мастерски выполненные табакерки и два игольника в золотой оправе с эмалью, найденная под Киевом голова льва с янтарными глазами.
В конце 1979 г. в Калининграде на живописном берегу озера Верхнего открылся самый крупный в стране музей янтаря. В его экспозиции, занимающей три этажа бывшего форта «Дер Дона», представлено около 2 тыс. экспонатов — от находок эпохи неолита до продукции известного во всем мире Калининградского янтарного комбината.

Изделия из Янтаря в оружейной палате


Внимание посетителей привлекают искусно выполненные известными мастерами и народными умельцами диорамы «янтарного» леса, витражи, разнообразные изделия из янтаря. В музее много копий уникальных янтарных изделий, хранящихся в Екатерининском дворце, Павловске, в собраниях Эрмитажа и Оружейной палаты, в музейных коллекциях Берлина, Стокгольма, Гданьска. Это — штакулки, пудреницы, камеи, медальоны, шахматы, подсвечники. Так, шкатулка с Дианой, состоящая из 500 деталей, изготовлена столь искусно, что ее невозможно отличить от оригинала. Исключительно красива мастерски реставрированная церемониальная трость из Оружейной палаты.

Отдельное место в экспозиции музея отведено фрагментам Янтарной комнаты. Таковы панель, сделанная в одну пятую натуральной величины, и три фрагмента панели нижней части комнаты в натуральную величину (круг с вензелем и две прямоугольные пластины со сложными узорами и подкладкой из золоченой фольги). 
Летом 1980 г. художественный совет Ленинградского отделения Художественного фонда России утвердил проект постройки нового здания Калининградского музея янтаря. Предполагается создать уникальный центр исторической и художественной информации о янтаре. Планируется изготовление свыше 100 новых экспонатов, позволяющих проследить историю развития янтарного промысла.

Янтарная комната

Создание янтарной комнаты

История Янтарной комнаты — шедевра янтарной мозаики в Екатерининском дворце-музее под Ленинградом — имеет еще много пробелов и неясных моментов. В 1701 г. прусский король Фридрих-Вильгельм I после своей коронации поручил датскому резчику по янтарю Готфриду Туссо приступить к постройке Янтарного кабинета в Потсдаме. Работа была закончена в 1709 г. Тем временем датирована одна из панелей — «Аппо 1709». Янтарный кабинет представлял собой весьма сложную композицию из отдельных деталей общей площадью около 55 м2. Это было уникальное произведение из янтаря, ценное не только стоимостью пошедшего на него материала, но и высоким мастерством выполненной работы. Оно включало мозаику и резьбу по янтарю. Мозаичные стены удивительно хорошо сочетались с резными фигурами, сценами на аллегорические темы, большими и малыми вензелями, цветочными гирляндами. На янтарных пластинках с большим вкусом были выполнены рельефные миниатюры. Изделия из янтаря буквально купались в свете. Для усиления световых эффектов под янтарные пластинки были подложены листочки серебряной фольги.
Вскоре часть янтарных панно, плохо закрепленных на стенах, обвалилась. В целях сохранности деталей готовые и уже встроенные части из янтаря были сняты со стен и перевезены в Берлин, в одну из комнат городского замка.
В 1712 г. в Берлин прибыл Петр I. Он посетил Янтарную комнату и был ею восхищен. В 1716 г. Фридрих I подарил янтарное убранство комнаты русскому царю. Столь ценный подарок был не только данью уважения к Рос¬сии, победившей армию короля Карла XII, но и платой за безопасность восточных границ Пруссии. Сохранилось письмо Петра I, написанное 7 января 1717 г. из Амстердама, в котором он приказывает принять упакованную Янтарную комнату в Клайпеде и оттуда направить ее в Петербург.
Наконец Янтарная комната прибыла в Петербург. Здесь она сначала была смонтирована в Зимнем дворце царя, а примерно в 1723—1724 гг. перевезена в малый Зимний дворец, где провел последние дни своей жизни Петр I.
В 1755 г. царица Елизавета повелела изъять янтарные панели из резиденции своих родителей и перенести их в Царское Село (ныне город Пушкин). К месту назначения разобранную Янтарную комнату доставили на своих плечах 76 специально отобранных гвардейцев.
Янтарная комната была вновь смонтирована в одном из помещений дворца. Монтаж комнаты заключался не только в подборе готовых деталей и экспонатов, многие детали были изготовлены заново и дополнены новыми украшениями. Искусно используя янтарную мозаику, мастера поместили между панелями 22 зеркальных пилястра, которые удачно сочетались с массивными рельефными рамами для зеркал. Композицию связывал воедино золоченый карниз, на нем располагались фигурки амуров, вазы и другие изделия. Поверх карниза недостающий янтарь был заменен полотном, расшитым под янтарь. Роспись постепенно заменялась янтарной мозаикой, на нее в 1760—1765 гг. было израсходовано 600 кг янтаря. Лучшие куски пошли на изготовление интерьера Янтарной комнаты: столиков, шкатулок, шахмат, люстр. Из янтаря были вырезаны миниатюрный дворец с колоннами и балконами, самовар.
В 1765 г. Янтарная комната была полностью закончена. Она органически вписалась в анфиладу парадных комнат Екатерининского дворца и была одной из главных его достопримечательностей. Нигде еще художественные достоинства самоцвета не проявлялись столь ярко и полно, как в Янтарной комнате.

Янтарная комната после революции

После революции богатства, принадлежавшие царской фамилии, были переданы в руки государства. Двери Екатерининского дворца широко раскрылись для трудящихся. Он стал местом настоящего паломничества. Радужным многоцветьем, свежестью переливчатых красок встречала сказочная комната посетителей, подтверждая свое законное право быть навечно связанной с чудесным ансамблем дворца. Каждый, кто побывал в ней, навсегда уносил с собой незабываемое воспоминание о мире прекрасного.
Однако время имеет власть и над янтарем. Постепенно в процессе выветривания камня предметы из него тускнеют, приобретают более густую окраску, делаются трещиноватыми. Поэтому все янтарные изделия приходится периодически подновлять, реставрировать.
Очередные реставрационные работы в Янтарной ком¬нате начались в 1940 г. Был утвержден план реставрации, сделаны фотографии панелей и других участков, подлежащих замене, произведены другие подготовительные операции. Но работы так и не были закончены: началась война.
В конце лета комнаты Екатерининского дворца опустели. Город был занят немецкими войсками. Сам дворец уже до того сильно пострадал от налета вражеской авиации. В нем был разрушен большой зал, повреждены рамы и двери, выбиты окна.
Предвидя приближающуюся опасность, сотрудники музея успели спрятать только небольшие изделия из янтаря: различные фигурки, шкатулки и другие мелкие предметы. Крупные изделия, для демонтажа которых требовалось не только время, но и известное умение, остались.
Сразу же после занятия города немцами Янтарную комнату внимательно осмотрели два офицера-искусствоведа. Известный немецкий исследователь и знаток янтаря А. Воде, резюмируя результаты осмотра, писал, что Янтарный кабинет может быть спасен только в том случае, если будет быстро демонтирован. Такая формулировка вполне удовлетворяла начальника немецких войсковых музеев, по поручению которого производился осмотр: она прикрывала разбойничий грабеж немецких войск в оккупированном городе. Янтарная комната была разобрана шестью солдатами строительной команды под руководством унтер-офицера всего за 36 час.

Янтарная комната во время войны

Упакованную в 22 ящика Янтарную комнату доставили в город Кенигсберг (ныне Калининград). В 1942 г. она была смонтирована снова в одной из комнат королевского замка. Несмотря на тщательность, с которой производился демонтаж, отдельные детали комнаты все же затерялись. Их воспроизвели по фотографиям. Отсутствующие зеркальные пилястры и золоченые фигуры ничем не заменялись. Облицовка Янтарной комнаты в Кенигсберге предстала в стиле барокко, тогда как раньше встав¬ки были выполнены в стиле русского рококо. Янтарная комната уже не выглядела такой роскошной, как в Екатерининском дворце. Летом 1943 г. она была открыта для посещения.
Весной 1945 г. в связи с приближением к Кенигсбергу советских войск и усилившейся бомбардировкой города английской авиацией Янтарную комнату снова демонтировали и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Последний раз ящики с деталями комнаты видели, здесь за три дня до штурма города советскими войсками — 6 апреля 1945 г. С этого времени Янтарная комната считается утерянной. Поиски ее продолжаются и по сей день.

Поиски янтарной комнаты


Судьба Янтарной комнаты волнует многих людей. Вместе с тщательными ее поисками (рассматривается каждая заявка, касающаяся предполагаемого ее местонахождения) сделаны первые попытки реконструкции комнаты по фотографиям и рисункам, чертежам и другим материалам, хранящимся в Центральном государственном историческом архиве России. Восстановление Янтарной комнаты в первозданном виде, точнее, создание ее заново — задача сложная. Напомним, что в Янтарной комнате не было ни одной вещи, которая бы себя повторяла. До сих пор отсутствуют данные о величине многих деталей, что не позволяет привести изделия из янтаря в соответствие с настоящими размерами комнаты. Вызывает затруднение и воспроизведение истинного цвета каждой детали по имеющимся черно-белым фотографиям. Необходимо также учитывать, что цвет янтаря не остается постоянным, со временем он становится более интенсивным. Это обстоятельство нужно принимать во внимание при изготовлении фигур, состоящих из нескольких кусочков, тщательно подобранных по цвету и постепенно переходящих один в другой. Новые перспективы открываются при работе с окрашенным янтарем.
Работы по воссозданию Янтарной комнаты, начатые в 1974 г., идут медленно. В настоящее время восстановлены архитектура комнаты и большой плафон. С 1982 г. работы по воссозданию Янтарной комнаты проводит Петербургжское объединение «Реставратор». Даже с небольшим количеством выставленных фигурок из янтаря и эскизами будущего интерьера она производит весьма приятное впечатление.

Mineralmarket