Перейти к основному содержанию
Опубликовано Гость (не проверено) - 16 January 2019

Детский паралич лечение реабилитация причины

Дет. паралич лечение реабилитация причины возникновения симптомы формы последствия характеристика

Детский параличдвигательные нарушения, возникающие вследствие поражения нервной системы, к-рые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни. В происхождении Д. и. большое значение имеют внутриутробные инфекции и интоксикации, родовая травма, инфекции и травмы у детей раннего возраста. Изменения в нервной системе при Д. п. не прогрессируют, имеют резидуальный (остаточный) характер. Д. п. свойственна тенденция к постепенному улучшению с возрастом больного. Различают детские церебральные параличи и детские периферические параличи.

Детский паралич Болезнь Литтла
Рис. 1. Болезнь Литтла: рис. 1 а — спастический паралич нижних конечностей; рис. 16 — спастический паралич верхних и нижних конечностей. Рис. 2. Периферический паралич правой руки.

Детский паралич симптомы

Детские церебральные параличи характеризуются симптомами поражения пирамидных путей и подкорковых узлов. Различают следующие формы детских церебральных параличей.

Болезнь Литтла, или спастическая диплегия, возникает при родовой травме и характеризуется спастическим параличом конечностей, чаще нижних, реже — верхних и нижних (рис. 1). Выраженные симптомы болезни наблюдаются с первых дней жизни. У детей при купании и пеленании обнаруживается повышенный тонус мышц, проявляющийся в сопротивлении пассивным движениям, тугоподвижности. Более легкие формы могут выявиться позже, к 5—6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается определенное положение конечностей: бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием; ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются, колени трутся одно о другое. Обе ноги при попытке вставать или ложиться приводятся в движение одновременно. Сухожильные рефлексы повышены, но иногда их невозможно вызвать из-за резкого повышения мышечного тонуса. По этой же причине могут отсутствовать и патологические рефлексы. Психика чаще не изменена. В отдельных случаях возможны сочетания болезни Литтла со снижением интеллекта.

Лечебная гимнастика
 Рис. 3. Лечебная гимнастика при детском церебральном параличе. Расслабление мышц нижних конечностей при упоре на руки.

Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов, травм, перенесенных в раннем возрасте. При развитии детской церебральной гемиплегии на фоне энцефалита после острого периода, к-рый длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер (см. Параличи, парезы). Рука приведена к туловищу, согнута в локте, кисть опущена, про-нирована, сжата в кулак. Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы.

Нередко поражаются и черепномозговые нервы; при поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, лицевого нерва — перекос лица и др.

Упражнение с нагрузкой
Рис. 4. Упражнение с нагрузкой на верхние конечности.

Детский псевдобульбарный паралич характеризуется затруднением сосания и глотания и проявляется уже с первых дней жизни ребенка. В дальнейшем выявляются нарушения жевания, движений губ и языка, лицевой мускулатуры, при поражении круговой мышцы рта ребенок не может закрывать рот.

При спастической форме Д. и. преобладают явления гипертонии мышц, гпперрефлексия, пирамидные симптомы.

При преобладании экстрапира-мидных явлений наблюдаются дистония мышц, гиперкинезы атетоидного типа, скованность, часто -— насильственный плач и смех.

Для всей группы детских церебральных параличей характерно постепенное улучшение двигательных функций, хотя полного восстановления может и не наступить.

Детские периферические параличи возникают при поражении периферического двигательного нейрона во время патологических родов. Различают поражения черепномозговых нервов, нервных сплетений (плекситы) и периферических нервов (рис. 2). Из нервных сплетений чаще поражается плечевое.

Лечение Д. п. должно быть длительным, систематическим и последовательным. Проводится комплексная восстановительная терапия. Важнейшим методом является лечебная гимнастика, массаж, а также лечение специальным положением и ортопедические мероприятия.

Важно также придать конечностям физиологическое положение. Используются шины для кистей и стоп.

При сгибательных контрактурах тазо-бедренных суставов ребенка укладывают на живот и на таз помещают груз. При контрактурах в коленных суставах ребенка укладывают на спину, груз помещают на коленные суставы. При повышении тонуса в приводящих мышцах и симптоме перекреста ног их раздвигают и придают конечностям правильное положение. При плекситах и параличе верхней конечности ручку, согнутую в локте под прямым углом, прикладывают к груди и привязывают к туловищу. Это является и профилактикой растяжений, расслабления плечевого сустава и вторичных вывихов. Можно применять систему фиксации конечности с использованием груза, дозируя его вес.

Лечебную гимнастику проводят дифференцированно в зависимости от выраженности и характера Д. п. При контрактурах необходимы упражнения на растяжение. Пассивные и активные упражнения сначала должны способствовать расслаблению мышц (рис. 3), затем их нужно производить с активным включением усилия (рис. 4 и 5). Лечебная гимнастика при Д.п. должна включать упражнения на координацию движений, а также дыхательные упражнения .

Ходьба с упором
Рис. 5. Ходьба с упором.

У детей дошкольного возраста целесообразно использовать игры, лепку, аппараты, имитирующие катание на санях, лыжах, греблю и пр. Дети школьного возраста могут заниматься у гимнастической стенки. Важно развивать движения, необходимые для самообслуживания, письма и т. д. Лечебная гимнастика применяется постоянно, один-два раза в день. Можно обучить приемам проведения гимнастики родителей больного ребенка.

Особенно полезным является проведение лечебной гимнастики в воде— в ванне или бассейне при температуре воды 37—38°. В теплой воде снижается мышечный тонус, облегчаются пассивные и активные движения, к-рые выполняются по определенной системе (рис. 6). Эффективным является массаж конечностей и туловища в зависимости от локализации и характера параличей. При повышении мышечного тонуса производят поверхностный массаж в виде поглаживаний. Интенсивное массирование мышц может способствовать нарастанию мышечной гипертонии.

При проведении массажа необходимо учитывать состояние тонуса мышц-антагонистов. При периферических параличах массаж может быть более интенсивным. Его нужно проводить по определенной системе.

Массаж лица
Рис. 7. Массаж лица при периферическом параличе лицевого нерва.
Активная гимнастик
Рис. 6. Активная гимнастика в ванне с теплой водой.

Особенно важно правильное проведение массажа при невритах лицевого нерва и фиксация мимических мышц лица в физиологическом положении (рис. 7). Массаж проводят курсами по 20—25 процедур с двухмесячными перерывами между курсами. Лечебную физкультуру и массаж целесообразно сочетать с медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами. Назначают средства,улучшающие ирово-25* димость импульсов и способствующие восстановлению двигательных функций: дибазол в дозе 0,0005 г детям до 1 года один раз в день, детям до 10 лет прозерин или дибазол — по 0,001 г на год жизни один раз в сутки, старше 10 лет — не свыше 0,01 г прозе-рина или 0,008 г дибазола в сутки. Указанный курс назначают в течение 30—40 дней, сочетая его с ЛФК.

После двухнедельного перерыва назначают 0,25% раствор нивалина (галантамина) но 0,1 мл внутримышечно на год жизни один раз в день. Показаны витамины группы В. При мышечной гипертонии у детей старше года применяют препараты, снижающие мышечный тонус,— тропа-цин, а также мелликтин в дозах 0,001 г на год жизни один раз в сутки. Если имеется задержка психического развития, назначают глютаминовую к-ту. При сочетании Д. и. с эпилептическими припадками проводят противосудорожную терапию. Из физиотерапевтических процедур при периферических параличах эффективна ионизация с йодистым калием, диатермия и т. д. Показано грязелечение, повторные курсы лечения в специализированных санаториях для детей с церебральными параличами и органическими поражениями ц. н. с. В тяжелых случаях показано ортопедическое и хирургическое лечение. Все лечебные мероприятия должны проводиться последовательно. Больных Д. и. целесообразно обучать в специализированных школах-интернатах. При нормальном интеллекте дети могут учиться по общей программе. При снижении интеллекта дети учатся во вспомогательной^ школе.

 

 

Показания к медецинскому применению