Детский паралич лечение реабилитация причины
Дет. паралич лечение реабилитация причины возникновения симптомы формы последствия характеристика
Детский паралич — двигательные нарушения, возникающие вследствие поражения нервной системы, к-рые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни. В происхождении Д. и. большое значение имеют внутриутробные инфекции и интоксикации, родовая травма, инфекции и травмы у детей раннего возраста. Изменения в нервной системе при Д. п. не прогрессируют, имеют резидуальный (остаточный) характер. Д. п. свойственна тенденция к постепенному улучшению с возрастом больного. Различают детские церебральные параличи и детские периферические параличи.
Детский паралич симптомы
Детские церебральные параличи характеризуются симптомами поражения пирамидных путей и подкорковых узлов. Различают следующие формы детских церебральных параличей.
Болезнь Литтла, или спастическая диплегия, возникает при родовой травме и характеризуется спастическим параличом конечностей, чаще нижних, реже — верхних и нижних (рис. 1). Выраженные симптомы болезни наблюдаются с первых дней жизни. У детей при купании и пеленании обнаруживается повышенный тонус мышц, проявляющийся в сопротивлении пассивным движениям, тугоподвижности. Более легкие формы могут выявиться позже, к 5—6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается определенное положение конечностей: бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием; ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются, колени трутся одно о другое. Обе ноги при попытке вставать или ложиться приводятся в движение одновременно. Сухожильные рефлексы повышены, но иногда их невозможно вызвать из-за резкого повышения мышечного тонуса. По этой же причине могут отсутствовать и патологические рефлексы. Психика чаще не изменена. В отдельных случаях возможны сочетания болезни Литтла со снижением интеллекта.
Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов, травм, перенесенных в раннем возрасте. При развитии детской церебральной гемиплегии на фоне энцефалита после острого периода, к-рый длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер (см. Параличи, парезы). Рука приведена к туловищу, согнута в локте, кисть опущена, про-нирована, сжата в кулак. Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы.
Нередко поражаются и черепномозговые нервы; при поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, лицевого нерва — перекос лица и др.
Детский псевдобульбарный паралич характеризуется затруднением сосания и глотания и проявляется уже с первых дней жизни ребенка. В дальнейшем выявляются нарушения жевания, движений губ и языка, лицевой мускулатуры, при поражении круговой мышцы рта ребенок не может закрывать рот.
При спастической форме Д. и. преобладают явления гипертонии мышц, гпперрефлексия, пирамидные симптомы.
При преобладании экстрапира-мидных явлений наблюдаются дистония мышц, гиперкинезы атетоидного типа, скованность, часто -— насильственный плач и смех.
Для всей группы детских церебральных параличей характерно постепенное улучшение двигательных функций, хотя полного восстановления может и не наступить.
Детские периферические параличи возникают при поражении периферического двигательного нейрона во время патологических родов. Различают поражения черепномозговых нервов, нервных сплетений (плекситы) и периферических нервов (рис. 2). Из нервных сплетений чаще поражается плечевое.
Лечение Д. п. должно быть длительным, систематическим и последовательным. Проводится комплексная восстановительная терапия. Важнейшим методом является лечебная гимнастика, массаж, а также лечение специальным положением и ортопедические мероприятия.
Важно также придать конечностям физиологическое положение. Используются шины для кистей и стоп.
При сгибательных контрактурах тазо-бедренных суставов ребенка укладывают на живот и на таз помещают груз. При контрактурах в коленных суставах ребенка укладывают на спину, груз помещают на коленные суставы. При повышении тонуса в приводящих мышцах и симптоме перекреста ног их раздвигают и придают конечностям правильное положение. При плекситах и параличе верхней конечности ручку, согнутую в локте под прямым углом, прикладывают к груди и привязывают к туловищу. Это является и профилактикой растяжений, расслабления плечевого сустава и вторичных вывихов. Можно применять систему фиксации конечности с использованием груза, дозируя его вес.
Лечебную гимнастику проводят дифференцированно в зависимости от выраженности и характера Д. п. При контрактурах необходимы упражнения на растяжение. Пассивные и активные упражнения сначала должны способствовать расслаблению мышц (рис. 3), затем их нужно производить с активным включением усилия (рис. 4 и 5). Лечебная гимнастика при Д.п. должна включать упражнения на координацию движений, а также дыхательные упражнения .
У детей дошкольного возраста целесообразно использовать игры, лепку, аппараты, имитирующие катание на санях, лыжах, греблю и пр. Дети школьного возраста могут заниматься у гимнастической стенки. Важно развивать движения, необходимые для самообслуживания, письма и т. д. Лечебная гимнастика применяется постоянно, один-два раза в день. Можно обучить приемам проведения гимнастики родителей больного ребенка.
Особенно полезным является проведение лечебной гимнастики в воде— в ванне или бассейне при температуре воды 37—38°. В теплой воде снижается мышечный тонус, облегчаются пассивные и активные движения, к-рые выполняются по определенной системе (рис. 6). Эффективным является массаж конечностей и туловища в зависимости от локализации и характера параличей. При повышении мышечного тонуса производят поверхностный массаж в виде поглаживаний. Интенсивное массирование мышц может способствовать нарастанию мышечной гипертонии.
При проведении массажа необходимо учитывать состояние тонуса мышц-антагонистов. При периферических параличах массаж может быть более интенсивным. Его нужно проводить по определенной системе.
Особенно важно правильное проведение массажа при невритах лицевого нерва и фиксация мимических мышц лица в физиологическом положении (рис. 7). Массаж проводят курсами по 20—25 процедур с двухмесячными перерывами между курсами. Лечебную физкультуру и массаж целесообразно сочетать с медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами. Назначают средства,улучшающие ирово-25* димость импульсов и способствующие восстановлению двигательных функций: дибазол в дозе 0,0005 г детям до 1 года один раз в день, детям до 10 лет прозерин или дибазол — по 0,001 г на год жизни один раз в сутки, старше 10 лет — не свыше 0,01 г прозе-рина или 0,008 г дибазола в сутки. Указанный курс назначают в течение 30—40 дней, сочетая его с ЛФК.
После двухнедельного перерыва назначают 0,25% раствор нивалина (галантамина) но 0,1 мл внутримышечно на год жизни один раз в день. Показаны витамины группы В. При мышечной гипертонии у детей старше года применяют препараты, снижающие мышечный тонус,— тропа-цин, а также мелликтин в дозах 0,001 г на год жизни один раз в сутки. Если имеется задержка психического развития, назначают глютаминовую к-ту. При сочетании Д. и. с эпилептическими припадками проводят противосудорожную терапию. Из физиотерапевтических процедур при периферических параличах эффективна ионизация с йодистым калием, диатермия и т. д. Показано грязелечение, повторные курсы лечения в специализированных санаториях для детей с церебральными параличами и органическими поражениями ц. н. с. В тяжелых случаях показано ортопедическое и хирургическое лечение. Все лечебные мероприятия должны проводиться последовательно. Больных Д. и. целесообразно обучать в специализированных школах-интернатах. При нормальном интеллекте дети могут учиться по общей программе. При снижении интеллекта дети учатся во вспомогательной^ школе.