Санитарный транспорт История
Санитарный транспорт перевозка требования правила
Санитарный транспорт предназначен для перевозки больных, раненых, пораженных ОВ и др, контингентов, нуждающихся в лечебной помощи. В системе народного здравоохранения применяется с целью: а) обеспечить возможно быструю доставку этих контингентов на пункты медицинской помощи (см.), располагающие всем необходимым техническим оснащением и подготовленным мед. персоналом для оказания квалифицированных мед. пособий; б) размещения нуждающихся в госпитализации по стационарам соответствующей специальности. Особое значение приобретает работа Т. с. в обстановке массовых потерь, гл. обр. в военное время, когда приходится организовывать санитарную эвакуацию (см.), для которой Т. с. является основным техническим средством. Технические данные, характеризующие отдельные виды Т.с., предопределяют тактические нормы его эксплоатации; среди последних наиболее существенными являются: подъемная сила , скорость движения .комфортабельность перевозок и др. Т. с. делится по виду путей на транспорт наземный, водный и воздушный. Наземные пути делятся на колейные и беско-лейные. К колейным путям относятся железные дороги, подвесные канатные дороги. Бес-колейные пути различают одетые (гудронированные, шоссе, мостовые, клинкерные, асфальтовые и др.) и неодетые, или грунтовые дороги. Двигателем различных средств Т. с. может быть живая сила или механическая тяга. Все это делает чрезвычайно разнообразным и весьма обширным ассортимент средств Т. с.
В Т. с. существуют специальные сан. повозки или приспособления, позволяющие использовать отдельные виды пассажирского или грузового транспорта для сан. перевозок. Простейшим видом транспортировки больных (раненых, пораженных ОВ и др.) является переноска их на руках. Для этого существует большое количество способов, предусматривающих переноску б-ного одним или двумя «носильщиками» (рис. 1 и 2). Чаще всего пользуются подручными предметами, облегчающими такую переноску [стул, небольшая лестница, доска, палки, полотнища (рис. 3 и 4); в военной практике—винтовки, ножны от холодного оружия, шинели, ремни и пр.]. Однако такая транспортировка, не требуя специальных технических приспособлений, отличается незначительной скоростью движения (1 км в 30 мин.), сильной утомляемостью носильщиков, т. е. малой производительностью их труда, и неудобствами для самого транспортируемого. Поэтому для переноски больных на руках пользуются сан. носилками, подвешенными на лямках, перекинутых через плечи носильщиков. Наиболее удобным типом лямок являются надеваемые на оба плеча и позволяющие регулировать высоту носилок над поверхностью земли. Но и при пользовании сан. носилками труд носильщиков является одним из наиболее тяжелых видов физической работы. Поэтому в качестве транспортной единицы существует расчет па каждые сан. носилки по 4 человека, работающих парами по-сменно и называемых носилочным звеном. Особенно затруднена работа носильщиков в атмосфере ОВ, когда им приходится пользоваться противогазом и защитной одеждой. Невозможна работа с сан. носилками зимою на глубоком снегу. Для этой цели в зимних условиях сан. носилки ставят на лыжи. Лыжно-иосилочные установки допускают пользование не только специальными лыжами, но и лыжами самого раненого и имеют весьма существенное значение для армий, оперирующих на театрах военных действий, лежащих в зоне с длительным снеговым покровом. Иногда для транспортировки носилок зимою пользуются санно-лыжными установками или специальными санками, что имеет место по преимуществу в горных условиях. Летом для облегчения работы санитаров-носильщиков, действующих на более или менее ровной местности с твердым грунтом, применяются колесные приспособления, укрепляемые к сан. носилкам и состоящие из одного или двух колес. Проходимость одноколесных носилок больше, но они не обладают никакой устойчивостью, поэтому работа с ними труднее.
Вместо обычных сан. носилок, состоящих из двух жердей и полотна, натянутого между ними, пользуются гамаками, подвешенными к одной палке, помещенной на плечи двух идущих друг за другом санитаров, или особого покроя фартуками или сиденьями, позволяющими нести раненого за плечами. Эти приспособления не имеют большого распространения, т. к. вызывают затруднения при погрузке и разгрузке таких носилок, что наиболее болезненно для транспортируемого. Во избежание всяких перегрузок раненого с носилок существует тенденция унификации сан. носилок, преследующая цель иметь такой тип их, который совершенно исключал бы надобность в смене носилок до тех пор, пока раненый, однажды положенный на носилки, не будет доставлен на операционный стол или на госпитальную койку. В частности санитарная служба РККА располагает такими унифицированными сан. носилками (см.), рассчитанными не только на их переноску вручную, но и на перевозку всеми другими видами Т. с.
Санитарный транспорт Техника
В морской практике и в других условиях, когда раненого приходится с помощью блоков извлекать в вертикальном направлении из глубоко расположенных помещений, приходится пользоваться особыми носилками (морские носилки, пакетные носилки), допускающими прочную фиксацию транспортируемого к этим носилкам. По существу такие носилки являются иммобилизирующей повязкой, шиной, фиксирующей все человеческое тело, и должны удовлетворять аналогичным требованиям («физиологическое» положение, предупреждение сдавления и пр.). — При носилочной транспортировке никогда не должно быть забыто возвышенное положение головы (за исключением случаев, когда это медицински противопоказано), для чего применяются особые изголовья или подушки, т. к. длительное пребывание на носилках без изголовья весьма^ тягостно ;для транспортируемого. 1
Лыжно-санные носилки могут’;'перевозиться собачьей упряжкой. При возможности воспользоваться конной тягой сап. носилки размещаются на двух жердях, в которые, как в оглобли, впрягается одна лошадь (получается «волокуша»—рис. 5), или эти жерди подвешиваются на вьючных седлах двух лошадей, спе-циально^натренированных в перевозке носилок таким способом (вьючные носилки — рис. 6). Есть способы прикрепления к вьючному седлу одних или пары носилок на одну лошадь. Вьючные носилки транспортируются также верблюдами, мулами и ишаками. Район применения вьючных средств Т. с.—горные и степные местности, недоступные для движения колесного транспорта. Вьючный транспорт, так же как и носилочный, оказываясь незаменимым в силу своей проходимости, отличается большей быстротою движения по сравнению со скоростью хода сан. носильщиков, но и эта скорость ограничена тем, что вьючное животное приходится вести на поводу пешему санитару-проводнику. Эффективность работы вьючного транспорта тоже невысока. Основным видом Т. с. является колесный транспорт. Простейшая колесная сан. повозка — сан. двуколка (рис. 7), запряженная одной или двумя лошадьми. Высокие колеса сан. двуколки обеспечивают ей высокую проходимость при движении без дорог и в частности при переправе вброд глубиной до 1 м. Сан. двуколка вмещает двое груженых носилок или трехчетырех сидячих больных и имеет брезентовый верх. Сан. двуколка снабжена мягкими рессорами, не допускающими чрезмерной их перегрузки. Отрицательными свойствами двуколки как Т. с. является малая ее устойчивость в горизонтальной плоскости, что особенно чувствительно для транспортируемых на неровной или разбитой дороге, т. к. колеса двуколки расставлены шире колеи обычных повозок. Четырехколесные повозки конной тяги для перевозки эвакуируемых у нас почти не применяются. В некоторых зарубежных армиях они еще сохранились. Четырехколесная повозка вмещает четверо носилок в два яруса, что повышает ее центр тяжести и делает менее устойчивой при движении и на поворотах,
В мировую войну и после нее на первое место в качестве Т. с. на бесколейных путях выступает авто сан итар ный транспорт, обладающий большей скоростью и большей вместимостью по сравнению с Т. с. конной тяги. Если к концу августа 1914 г. на автотранспорте во французской армии было перевезено 48 000 пораженных в бою и б-ных, то в июле 1918 г. эта цифра достигла 445 000. Всего во французской армии на зап. фронте за период мировой войны было перевезено автотранспортом 10 411 156 эвакуированных, а в английской—6 354 000. Значительные преимущества имеет автосанитарпый транспорт (рис. 8) и в отношении» все возрастающей комфортабельности сан. перевозок. Уменьшение тряски и покой при движении зависят от многих причин: качества полотна дороги, мягкости рессор, наличия амортизаторов для «тушения колебаний» (предотвращения раскачивания), опытности водителя машины, степени давления в пневматических шинах и пр. Среди этих условий немалую роль играет наличие особых подрессоривающих приспособлений к сан. носилкам, устанавливаемым в автомобиле (см. ниже). Скорость движения автосанитарного транспорта по грунтовым путям (12—15 км в час) в 3 раза превышает скорость Т. с. конной тяги, достигая на шоссе 30—40 и более км в час. Другое преимущество сан. автомобиля заключается в возможности пользоваться им значительные промежутки времени без перерыва, надобность в котором для Т. с. конной тяги связана с необходимостью предоставлять отдых лошадям. Повышение проходимости автосани-тарных машин достигается усилением сцепления'с землей посредством удвоения баллонов (пневматиков) на задних колесах или постановкой кузова на три оси (шестиколесные машины). Однако и этого не всегда бывает достаточно, например при движении по песку, по глубокому снегу. Поэтому существуют образцы автосанитарных машин, у которых задние колеса заменены широкой резиновой лентой (кегресс) , а передние колеса зимой заменяются лыжами (рис. 9).
Т. к. в военное время потребность в Т. с. резко возрастает, а от войск к тыловым базам возвращаются обратно различного рода повозки, предназначенные для подвоза продовольствия, огнеприпасов и прочих видов военного порожняка имеет огромное практическое значение. Грузовой транспорт имеет грубые рессоры или не имеет их вовсе и при большой подъемной силе в смысле веса перевозимого груза допускает обычно весьма ограниченное размещение на повозках сан. носилок. Целью применения подрессоривающих приспособлений является поэтому смягчение толчков и тряски ■ при сан. перевозках на грузовом транспорте, возможность размещения большего числа сан. носилок и обеспечение удобства погрузки и выгрузки. Проведенные в этом отношении испытания различных образцов подрессоривающих приспособлений дали следующий результат: 1) подрессоривающие приспособления должны быть просты по конструкции, негромоздки, по возможности легки, но достаточно прочны, легко монтироваться на любой повозке и допускать удобную погрузку и.выгрузку эвакуируемых; 2) смягчение тряски может быть достигнуто применением пружин, работающих на растяжение или сжатие, или листовых рессор; носилки подвешиваются на рессорах или устанавливаются на них (рис. 10); 3) чем грубее рессоры самой повозки, тем мягче должны быть пружины подрессоривающих приспособлений; 4) при записи на кимографе толчков и тряски, испытываемых при движении на грузовике сан. носилками, наилучший режим показали французские приспособления; при этом движение по ровной дороге резко разнится от движения по мостовой (рис. 11), а тем более по неровной грунтовой дороге. Французские приспособления укрепляются к полу кузова грузовой повозки (автомобиля) и представляют собой станок из стальных цельнотяну тых труб, по которым скользят (передняя пара на роликах) подвески для санитарных носилок. Эти приспособления обеспечивают большое удобство погрузки и выгрузки санитарных носилок. Вес аппарата 70 кг. Весьма рекламируемые за рубежом австрийские подрессоривающие приспособления Тинтнера крепятся к бортам любой повозки, изготовлены также из стальных труб и допускают размещение носилок в два этажа. Однако их испытание не показало высокого эффекта подрессоривания пружин. Принятые в РККА подрессоривающие приспособления для сан. носилок по своей конструкции напоминают обычные вагонные сцепления с пружинами между крюками, один из которых крепится к борту кузова повозки, а другой—к ручке сан. носилок.
Санитарный транспорт на колейных путях предназначен для массовых перевозок в военное время и по своей комфортабельности и удобствам для эвакуируемых представляет собой неоспоримые преимущества. В жел.-дор. вагонах может быть, по существу говоря, размещен целый госпиталь с современным техническим оборудованием, что позволяет осуществлять длительные сан. перевозки на значительные расстояния. С а н и-тарные поезда по своему оборудованию и предназначению к работе в той или иной зоне делятся на полевые и тыловые. Полевые санитарные поезда работают в районе действующей армии и состоят из вагонов основной и дополнительной части. В основной части размещаются личный состав, кухня, склады (цейхгаузы), аптека, перевязочная, тяжело раненые. Дополнительная часть состоит из вагонов пассажирского парка и теплушек, оборудованных носилками для перевозки эвакуируемых. Такой поезд вмещает при нормальной нагрузке 275, при уплотненной—375 эвакуируемых. Тыловые санитарные поезда имеют аналогичный состав вагонов, но оборудованы с большим комфортом и вмещают от 315 до 450 человек. Постоянные поезда имеют электрическое освещение, внутреннюю телефонную связь; для хранения скоропортящихся продуктов к ним прицепляются изотермические вагоны. Все это еще более сближает обстановку при перевозке в сан. поезде при условии размещения эвакуируемых в стационарном лечебном заведении.
В передовом районе, особенно на участках наибольшей концентрации живой силы действующей армии (на направлениях главного удара), пропускная способность головных отделов железной дороги обычно затрудняет применение постоянных военно - санитарных поездов, следующих на фронт порожними, в то время как грузовой жел.-дор. транспорт движется от фронта незагруженным. Поэтому в передовом районе пользуются временными сан. поездами, формируемыми в районах выгрузки имущества и людских пополнений для армии из освободившихся от грузов и здоровых людей товарных вагонов (теплушек) с добавлением к этому «переменному» жел.-дор. составу трех специально оборудованных вагонов (кадра запасных вагонов). Сюда входят: вагон-аптека—перевязочная, вагон для тяжело раненых и вагон-кухня. Товарные вагоны для временного сан. поезда подаются в тщательно прибранном виде (вымытыми и, если нужно, продезинфицированными) и оборудуются нормальным воинским настилом (досками). В вагонах, предназначенных для перевозки лежачих раненых, устанавливаются на пружинах стандартные носилки Кружилина. Пружины Кру-жилииа конусообразной формы верхней развилкой поддерживают ручку носилок, снизу же они крепятся к доскам воинского настила. В товарный вагон помещается 12—14 санитарных носилок в два этажа по 3—4 с каждой стороны. При расположении 12 носилок сохраняется возможность подхода к носилкам сбоку. В вагон в холодное время ставится печь; постоянной принадлежностью оборудованного таким образом под санитарные перевозки товарного вагона является фонарь, выносное судно (ведро) и бак для питьевой воды. Вагоны для сидячих раненых не имеют сан. носилок; в них устраиваются за счет досок воинского настила сиденья (лавки) или нары. Вагон для тяжело раненых—пассажирского парка; из него удаляется обычное оборудование сиденьями и местами для лежанья, а вместо этого ставятся станки Кригера с пружинными рессорами, достаточно хорошо амортизирующими боковые и вертикальные толчки. В передовом районе в качестве вспомогательных путей нередко прокладываются узкоколейные железные дороги с конной или механической тягой. Для сан. перевозок в этом случае строятся специальные вагоны, меньшие по вместимости, но оборудованные всем необходимым для целей санитарных перевозок, или пользуются обычными вагонами и платформами, приспособление которых осуществляется в порядке импровизации за счет подручных средств.
В горных условиях большие удобства для сан. перевозок имеют подвесные дор’оги (t616pherique). В мало доступных для подъема и спуска местах между специальными вышками протягиваются стальные троссы, по кото- рым на роликах движутся при помощи расположенного на земле мотора тележки или вагонетки. Полезная нагрузка большой вагонетки доводится до 500 кг, ее вместимость—1—2 лежачих или 4 сидячих раненых. Полезная длина кабеля может доходить до 2 500 м с превышением одного конца над другим на 800 м. Для работы достаточен мотор в 35 ЬР, скорость движения вагонетки 90 м в минуту.— Для внутригородских и пригородных перевозок в военное время применяются трамваи и автобусы. С этою целью пассажирские вагоны могут быть переоборудованы для размещения в них сан. носилок, обычно в 2 этажа; наибольшие затруднения возникают при обеспечении удобной погрузки и выгрузки носилок: приходится устраивать дверь в тыльной стенке вагона(кузова)или делать широкий вход сбоку,—Значительным преимуществом колейного транспорта является возможность надежного обеспечения вагонов в противохимическом отношении, что в современной войне весьма важно. Вагоны при этом по возможности герметизируются, а кроме того в них устанавливается мощная приточная вентиляция, допускающая образование внутри вагона несколько повышенного давления (воздушного подпора), что ' препятствует затеканию О В внутрь вагона. Для бесколейного транспорта та же задача разрешается с ббльшими трудностями.
В морском флоте после боевых действий возникает надобность в транспортировке раненых, б-ных и пораженных ОВ на берег, а при значительном удалении от берега—на специальный госпитальный корабль, предназначенный для лечения эвакуируемых. Для таких перевозок пользуются чаще обычными шлюпками и катерами, нек-рые порты имеют специальные сан. катера (рис. 12). Госпитальный корабль (рис. 13) аналогичен по своему назначению сан. поезду, но имеет бблыпие возможности в части организации квалифицированной лечебной помощи в стационарных условиях. Для быстрых перевозок по воде на недалекие расстояния в наст, время делаются попытки сконструировать сан. глиссер, приводимый в действие пропеллером и очень неглубоко сидящий в воде, или пользуются быстроходными моторными лодками (морскими автомобилями, рис. 14). Особые преимущества в смысле обеспечения весьма покойного транспорта эвакуируемых имеют речные перевозки. С этой целью применяются специально построенные, но чаще переоборудованные речные сан. пароходы, сан. катеры и баржи. По сравнению с морскими средствами транспорта они имеют меньшую скорость, однако условия покоя при перевозке, особенно буксируемых средств, заставляют в ряде случаев отдавать предпочтение этому виду транспорта. Специфической особенностью водных сан.-транспортных средств является требование к обеспечению их всем необходимым для спасания тонущих.
При современном росте гражданской и военной авиации можно утверждать, что будущее сан. транспорта на дальние расстояния в значительной мере будет принадлежать воздушным средствам сообщения. Самолеты уже в мировую войну (главп. обр. во французской армии) применялись для целей транспортировки эвакуируемых. После мировой войны началось в ряде стран строительство специальных сан. самолетов, насчитывающих в наст, время значительное количество образцов. При военных операциях французской и английской армий в 20-х годах текущего столетия в колониях (Марокко, Сирия, Левант) сан. авиация получила широкое применение и число эвакуированных по воздуху стало насчитываться сотнями и тысячами. Вместе с тем сан. самолет нашел себе применение как средство скорой помощи в мирных условиях. Сейчас в ряде стран (СССР, Франция, Польша) существует такая «скорая воздушная помощь», успешно обслуживающая ряд воздушных линий и направлений. Развитие пассажирского и грузового движения ио воздушным путям, применение буксируемых планеров ставят вопросы приспособления воздушного транспорта в военное время совершенно так же, как они стоят в отношении ж.-д., морского, речного, городского и пр. транспорта. Главное преимущество сан. самолетов—в скорости их движения (150—200 км в час) и в значительном покое этого движения. В деле обеспечения своевременности квалифицированных мед. пособий, требующих сложной технической обстановки, борьбы с развитием раневых инфекций сан. авиация—незаменимое средство, но зависимость от земного оборудования, от наличия близости аэродромов к лечебным заведениям, относительная дороговизна постройки и экс-плоатации сан. самолетов, а также небольшая их вместимость препятствуют пока еще при-, знанию за ними роли массовых сан.-транспортных средств. Мед. противопоказания к пользованию сан. авиацией, исходящие из предположений о неблагоприятном влиянии пониженного давления в верхних слоях атмосферы, при экспериментальной поверке частью не получили подтверждения частью большого практического значения видимо не имеют. Санитарные самолеты можно классифицировать по трем основным группам: 1) одноместные сан. самолеты («летающие санитарные носилки»)— для отдельных случаев экстренной воздушной эвакуации, 2) малые групповые сан. самолеты на 2—4—6 носилок—для передового района и эвакуации в ближайшие к театрам военных действий города, 3) тяжелые, многоместные сап. самолеты с большим радиусом действия— для транспортировки на дальние расстояния (больше 200—300 км). Значительно расширится сфера применения сан. самолетов с усовершенствованием автожиров, не требующих для взлета и для посадки значительных по размерам площадок. Но уже и в наст, время, особенно в условиях современной классовой маневренной войны с развертыванием боевых действий в тылу противника (рейды мото-механизированных частей, боевая работа авиадесантов), а в мирное время при оказании мед. помощи экспедициям, работающим в малоисследованных и бездорожных районах, санитарный самолет стал единственно применимым средством Т. с.
Проблема Санитарного транспорта . в целом для СССР в настоящий период социалистического строительства имеет большое значение. Работа полевых бригад на обширных сельскохозяйственных полях в совхозах и колхозах, освоение новых участков по добыче естественных богатств, грандиозное строительство новых промышленных баз, наконец укрепление обороноспособности страны—все это настоятельно требует обеспечения техническими средствами скорой мед. и высококвалифицированной помощи, среди которых санитарному транспорту принадлежит первое место. XVI Всероссийский съезд советов по докладу Наркомздрава РСФСР особо подчеркнул в своих постановлениях необходимость выделения для санитарных надобностей различных средств санитарного транспорта, включая санитарные самолеты, морские и речные катеры.
Лит.: Леонардов Б., Организация медицинской помощи в поле, М,—Л., 1931; о и ж е, Справочные сведения на военно-санитарной службе в действующей армии, М., 1931; Правила санитарной службы в военноморских силах РККА, М., 1932; Institut international d’etudes de materiel sanitaire, Comm, internat. de standardisation, v. II—VII, Genfeve, 1926—1933. См. также литературу к ст. Санитар, Санитарная собака, Санитарная тактика. В. Леонардов.