Перейти к основному содержанию
Опубликовано Гость (не проверено) - 12 August 2018

Архитектура курортов

Архитектура курортов — архитектура зданий санаториев, домов отдыха, гостиниц, пансионатов и др. учреждений, размещаемых на территории курорта в соответствии с предусмотренным планом. Её гл. задача — благотворно воздействовать на психофизическое состояние человека, создавать максимально комфортабельные условия для лечения и отдыха.В ссср в нач. 1920-х гг. под здания санаториев и домов отдыха приспосабливали быв. усадьбы и особняки дворянства и буржуазии, построенные во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., украшенные портиками, колоннадами, широкими террасами. Одновременно стали строить здания, специально предназначенные для санаториев и домов отдыха. В их проектировании и стр-ве принимали участие ведущие архитекторы того времени — братья Веснины, А. В. Щусев, Н. Д. Колли, М. Я. Гинзбург, М. И. Мержанов, И. И. Леонидов. Создавались примечательные арх. ансамбли, включавшие сооружения малойэтажности с лоджиями, балконами, крышами- верандами (аэрариями). Функциональные помещения располагались либо в одном здании, либо в отдельных корпусах, связанных между собой переходами, а также в отдельных, не связанных между собой зданиях. Большую роль в арх.-планировочной композиции стали играть садово- парковые насаждения («курорт в парке»). Обязательным требованием было раскрытие ансамбля в сторону моря, реки или наиболее живописного ландшафта, а также максимальное использование рельефа местности. Мн. здания выполнены в формах, близких к конструктивизму, — сан. «Горный воздух» (1931, арх. бр. А. А. и Л. А. Веснины), сан. им. К. Е. Ворошилова (1933—36, арх. М. И. Мержанов) в Сочи; сан. им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске (1935—37, арх. М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов и др.). Со 2-й пол. 1930-х гг. определяющими становятся поиски идейно-значимых образов, претворяющих наследие мирового и национального зодчества. Лучшим по-стройкам были присущи монументальность и романтическая приподнятость (сан. «Наука» в Сочи, ныне гостиница «Интурист», начат в 1930-х гг., арх. А. В. Самойлов). Однако в эти годы имели место элементы некритич. следования историч. стилям разных эпох, неоправданное стремление придать зданиям парадный, дворцовый характер, что выражалось не только в пышности фасадов, но и в отделке интерьеров (сан. им. Г. К. Орджоникидзе в Сочи, 1934—37). При восстановлении курортов, разру-?шенных во время Великой Отечеств, войны, и в стр-ве новых санаториев, домов отдыха первоначально сохранялась та же тенденция создания пышно украшенных дворцов здоровья (сан. им. Ф. Э. Дзержинского в Сочи, 1953). Со 2-й пол. 1950-х гг. разработка и внедрение типовых проектов на основе сборных конструкций позволили перейти к массовому сан.-курортному стр-ву.В 1960—70-х гг. для А. к. характерны принцип т. н. экранной застройки большой протяжённости, преобладание прямоугольных объёмов из стекла и железобетона с повторяющимся геометрическим членением фасадов. Здания функционально чёткой планировочной структуры светлыми полосами прорезали курортный пейзаж, как бы подчёркивая прямолинейностью своих линий его живописность. Однако такая застройка отгораживала ландшафт от человека, препятствовала контакту архитектуры с природой, придавала курорту вид урбанизированного городского р-на, привычного каждодневного окружения (ряд санаториев на Черноморском побережье Крыма и Кавказа, на Украине). Вместе с тем перемена обстановки, привычных условий жизни — обязательное условие отдыха, снятия нервного напряжения и усталости. Поэтому в А. к. намечается тенденция проти-вопоставления архитектуры зданий санаториев, домов отдыха, пансионатов, зданий общекурортного назначения архитектуре жилых домов, в к-рых человек живёт постоянно. Особую роль в А. к. играют ванные здания, питьевые галереи, бассейны, концертные залы, театры, цирки и др. здания общекурортного назначения, зрительно обогащающие А. к., — ванное здание в Старой Мацесте (1930-е гг., арх. А. П. Голубев), театр (1939, арх. К. Н. Чер- нопятов), цирк (1971, арх. Ю. Л. Шварцбрейм,В.Я. Эдемская), концертный зал (1979, арх. В. А. Шульрихтер) — все в Сочи. В кон. 1970-х гг. — нач. 1980-х гг. распространённым приёмом в А. к. южных прибрежных р-нов с крутым рельефом становится террасная застройка, к-рая вместе с фуникулёрами, эскалаторами, пандусами, лестницами, подвесными канатными дорогами создаёт особую атмосферу курорта. Помещения связываются с окружающим пространством открытыми лестницами, лоджиями, солнцезащитными устройствами. Малоэтажная застройка перемежается с высокими объёмами цилиндрической, пирамидальной или ступенча- той формы (проекты санатория на 500 мест в Кисловодске, арх. С. С. Феоктистов, Г. А. Лященко, Б. Д. Броннер, Г. А. -Кучер и др., водолечебницы в Пярну, арх. М. А. Степанов, А. В. Елистратова и др.; сан. «Приморье» в Сочи, арх. И. М. Виноградский, И. А. Зальцман и др.). С кон. 1970-х гг. происходит также переход от проектирования отдельных санаториев, домов отдыха или турбаз к проектированию арх. комплексов, т. е. групп однородных или близких по назначению курортно-оздоровит. учреждений, объединённых в арх.-пространств ансамбль по принципу централизации осн. видов мед., культурно-массового и инженерно- хозяйств. обслуживания. Создание, комплексов предусматривает стр-во обществ, зданий (открытые и закрытые плават. бассейны, спортивные залы и т. д.), освобождение территории от мелкой застройки, создание крупных массивов зелёных насаждений и сохранность естественного ландшафта. К числу удачных примеров комплексной застройки можно отнести Артек (1960—70-е гг., арх. А. Т. Полянский, В. В. Белов, М. А. Лифатов, Ю. И. Минаев, К. В. Миронов, Э. Э. Сергеев, М. Ф. Синёв), пансионаты в Пицунде (1959—67, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский, Ю. В. Попов, инж. С. Я. Школьников и др.), на Клязьминском водохранилище в Моек. обл. (1960—70-е гг., арх. Л. Б. Карлик, А. Д. Меерсон, Я. Д. Мухамедханов, В. М. Гинзбург, И. И. Волков и др.), комплекс пионерлагерей КамАЗа (1974—77, арх. В. В. Гусев, Е. Н. Сит- ниченко, инж. В. И. Мальц, Л. Е. Фукс и др.), проект горно-туристского комплекса «Архыз» в Карачаево-Черкесской ао. Новой арх. идеей является приспособление под курортные учреж-дения старинных зданий и поселений в горных р-нах с сохранением их внешнего облика и обеспечением благоустройства на уровне совр. требований. Построены также (1970-е гг.) совр. горнолыжные базы: междунар. молодёжный лагерь «Домбай» (арх. В. К. Жилкин, Е. В. Перчен- ков), туристские гостиницы «Иткол», «Азау», «Чегет» (арх. Е. В. Гаврилова, В. М. Моргулис). В социалистич. странах интенсивное курортное стр-во подчиняется задачам совмещения совр. уровня комфорта, максимальной экономичности с художеств.-выразительным решением ансамблей. При проектировании зданий используются элементы традиц. архитектуры, соблюдаются условия сочетания архитектуры с окружающей природой.В Болгарии отдельные здания ресторанов и кафе строятся при группах гостиниц, а такие сооружения, как кинотеатры, варьете и др., располагаются в обществ, центрах, обслуживающих весь комплекс в целом. Пластическая выразительность и живописность, обусловленные различными сочетаниями контрастных по высоте и объёмам зданий, свойственны курорту Албена (руководитель стр-ва — арх. Н. Ненов). Большим своеобразием арх. облика сооружений (малоэтажные виллы, домики деревенского типа, высотные гостиницы, связанные между собой открытыми галереями и озеленёнными двориками), вписанных в ландшафт Черноморского побережья, отличаются курорты Румынии — Мамая, Эфория, Мангалия. В Венгрии, ГДР широко развиты пригородные зоны отдыха сезонного типа с домами отдыха, мотелями и др. учреждениями; в архитектуре зданий используются формы и элементы нар. зодчества.Сочетание форм совр. архитектуры с элементами нар. зодчества при разнообразии приёмов решения объёмно-пространств. композиций, органично связанных с природой, характерно?также для курортов Адриатического побережья Югославии (курортный комплекс Дубрава — Бабин-Кук на курорте Дубровник на 5000 мест, проект амер. фирмы «Эд Стоун»). Примером удачного использования нац. архитектуры может служить туристский комплекс Свети-Стефан (черногория): архитекторы сохранили внешний облик рыбацкого посёлка 15 в., расположенного на небольшом скалистом островке и обнесённого крепостной стеной, полностью реконструировав интерьеры всех сооружений и обеспечив высокий уровень комфорта (функционирует с 1957).Архитектуру совр. курортов капиталистич. стран отличает стремление к экстраординарности, экзотич. планировочным решениям. Во Флориде (сша) один из курортов создан на основе индейской деревни, где нац. облик старинного селения сочетается с гигантским отелем-полисом со станцией монорельсовой дороги внутри здания и ультрасовременной техникой зрелищных аттракционов парка. В Калифорнии (сша) предлагается застройка побережий центрами «аттракционного» туризма с созданием на курортах подводных музеев для наблюдения за жизнью обитателей моря. Используется также поверхность воды (надводный комплекс отдыха и купания в Монако на 30 тыс. чел., с 40 пляжами, отелем, центром культуры и др. сооружениями). Подводный центр отдыха запроектирован Ин-том океанографии в Сан-Диего (Калифорния). Мн. курорты будущего планируются с включением «жилища под водой». В сша, Австралии, Японии, нек-рых странах Юж. Америки проектируются и создаются подводные парки, к-рые служат основой для организации новых прибрежных курортов. В Марокко строят подземные гостиницы, гостиницы на терр. пустыни.В Швейцарии, Франции, Италии разрабатываются проекты горных курортов. Разномасштабные, полихромные здания отелей живописно располагаются на фоне снежных гор. Памятники нар. зодчества приспосабливаются под гостиницы и пансионаты. Своеобразие совр. направления в А. к. во Франции обусловлено плановым подходом к освоению и застройке больших территорий. На Лазурном берегу Средиземного м. создана курортная зона, принимающая одновременно ок. 650 тыс. отдыхающих; разработана программа создания в Лангедоке — Руссильоне курортного р-на, рассчитанного на единовременный отдых 700 тыс. человек и включающего ряд крупных курортов, в т. ч. Ла-Гранд-Мот (42 тыс. мест), где в основу планировочного решения положен принцип свободы выбора жилища для отдыха (номер в разбросанных по терр. индивидуальных домиках, в высотных отелях на берегу моря, кемпингах), способа передвижения (по скоростной автостраде, в наземном метрополитене, по дорогам местного значения, по мор. путям) и т. п. Ещё один крупный курортный р-н создан на побережье Бискайского залива — т. н. Серебряный берег (600 тыс. мест). На всём мор. побережье стран Средиземноморья имеются также «деревни отдыха», разнообразные по архитектуре, контингенту отдыхающих (для семейных, для молодёжи, для пенсионеров и т. д.).Общие черты совр. А. к. в различных странах мира — укрупнение курортных градостроительных комплексов, использование и сохранение природного ландшафта.ф Самойлов А. В., Санатории и дома отдыха, М., 1948; Дзисько Л. Г., Знаменская Э. А., Ш к л я е в Н. А., Курортное строительство в ссср. (Градостроительные проблемы), М., 1975; Всеобщая история архитектуры, т. 12, кн. 1—2, М., 1975—77; Glaus О., Planen und Bauen moder- ner Heilbader, Z., 1975; «Современная архитектура» («L'ar- chitecture d'aujourd'hui»), русск. изд. 1972,№2,4;«Urbanisme», 1971,№123—24; «Architecture fran^aise»,1972, № 355—56, 357—58; «Building», 1975; «Arhitektura» (Югославия), 1972, № 115, 1980, № 172—73; «Deutsche Architektur», 1973; «Baumeister», 1976, № 5, 1977, № 5; «Architecture» (CPP), 1980, № 5.В. В. Гусев, Э. А. Знаменская.