Машиностроение мира география
Это главная отрасль промышленности мира, определяющая по только ее отраслевую структуру, по и размещение. Машиностроение занимает первое место в мире по числу запятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции. О масштабах этой отрасли могут дать представление следующие цифры: ежегодно в мире производится 1,2 млн. металлорежущих станков; 1,3 млн. тракторов; 45 млн. автомобилей, 130 млн. телевизоров. Примерно 9/10 всей машиностроительной продукции производят экономически развитые страны, а 1/10 — развивающиеся.
Машиностроение мира Стпраны
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония, ФРГ. Эти же страны имеют наиболее полный список машипостроительного производства, включающий все или почти все его подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кроме США, Японии и ФРГ в состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, Китай, Канада и первый лидер развивающегося мира в этой отрасли — Бразилия. Во всех этих странах доля машиностроения в стоимости обрабатывающей промышленности составляет более 22%, а в большинстве развивающихся стран эта доля не превышает пока и 20%. В стоимости экспорта доля машиностроения наиболее высока в таких странах, как Япония (64%). США (48%), ФРГ (48%), Швеция (44%), Канада (42%), а наименее — в Австралии (6%), Новой Зеландии (6%), Турции (5%), ЮАР (3%), Нигерии (3%).
В течение долгого времени решающую роль при определении уровня развития страны играли такие параметры, как превышение экспорта продукции машиностроения над импортом. На современном этапе развития мирового хозяйства География размещения некоторых отраслей машиностроения (конец 80-х годов - начало SO-x годов) такой подход уже неприемлем, так как даже самые высокоразвитые машиностроительные державы в большом объеме экспортируют и импортируют продукцию этой отрасли, что является следствием углубления специализации и кооперирования производства. Например, в США, Австрии, Дании, Рос сии, Канаде, Бельгии, Великобритании импорт машин и оборудования превышает их экспорт.
Первая десятка стран |
|
Производство автомобилей |
Япония, США, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Велшео-бритапия, Республика Корея, Россия, Канада |
Производство металлорежущих станков |
Япония, Китай, ФРГ, США, Италия,Россия,Швейцария, Украина, Великобритания, Польша |
Производство тракторов |
Россия, Япония, Индия, США, Беларусь, Украина, Велико-брптания, ФРГ, Италия, Бразилия |
Производство телевизоров |
Китай, Республика Корея, Япония, США, Россия, ФРГ, Украина, Великобритания, Бразилия, Сингапур |
Судостроение (спуск па воду’) |
Япония, Республика Корея, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Польша, Китай, Югославия, Финляндия |
Выпуск радиоприемников |
Гонконг, Китай, Малайзия, Сингапур, Япония, Республика Корея, США, СССР, Бразилия, ФРГ |
Выпуск часов |
Гонконг, Япония, Китай, СССР, Швейцария, США, Республика Корея, ФРГ, Индия, Австрия |
Выпуск фотоаппаратов |
Япония, США, Гонконг, Китай, СССР, Великобритания, ФРГ, Ресублика Корея, Бразилия, Сингапур |
С точки зрения территориальной географии машиностроения можно выделить три главных центра этой отрасли: Северная Америка (США и Канада, Мексика); зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания); страны Восточной и ЮгЪ-Восточпой Азии (Япония, Республика Корея, Китай). Регион Северной Америки выделяется производством крупных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники и др. Зарубежная Европа специализируется прежде всего на магЛ совых видах машиностроения, включая автомобилестрое 1 ние. Мировой известностью пользуются такие марки авто- W мобилей, как «Репо» и «Пежо» (Франция), «Фольксваген» ! и «Мерседес» (ФРГ), «ФИАТ» (Италия), «Вольво» (Шве. 1 ция), «Татра» (Чехия), «Икарус» (Венгрия). Великобрита-пня выделяется развитием электротехники, приборостро- | епия, судостроения и судоремонта.
В регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, на который приходится 1/5 мирового машиностроения, безусловно лидирует Япония. Она по темпам роста этой отрасли I опередила и США, и Европу. Доля машиностроения в экспорте Японии — самая высокая в мире.
Необходимо заметить, что страны СНГ считаются четвертым машиностроительным регионом мира, который отличается большим объемом производства машин и оборудования, по отстающим от экономически развитых стран мира по развитию наукоемких отраслей, по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения.
Кроме отмеченных четырех регионов, на карте машиностроения видное место занимают Бразилия, Индия и Австралия, а также новые индустриальные страны Азии.