Информационные коммуникации регионального туризма

Сарян А. А., канд. эконом. наук, заведующий лабораторией СНИЦ РАН,

доцент кафедр «Финансы,    кредит и мировая экономика» СГУ и «Теория и практика таможенного дела» СИМБиП, г. Сочи

Ключевые слова. Территориальный туристско-рекреационный комплекс (ТРК), региональный туризм, управление туризмом на региональном уровне, информационные коммуникации, «субъект – объект» управления, управленческие решения.

Аннотация

Определены особенности развития информационных коммуникаций в условиях опережающего развития внутреннего туризма и преимущества использования всех видов информационных коммуникаций в управлении на региональном уровне. Установлены области реализации информационных коммуникаций в управлении. Определены эффекты воздействия информационных коммуникаций на «субъект – объект управления» на региональном уровне и способы совершенствования информационных коммуникаций туристско-рекреационных комплексов субъектов РФ.
Введение. В настоящее время государственная политика России в силу изменившихся международных и экономических условий направлено на приоритетное развитие въездного и внутреннего туризма. В этой связи актуализируются поисковые исследования в области совершенствования системы управления развитием туризма в субъектах РФ. В научной и практической сферах этому направлению уделяется недостаточное внимания, учитывая его чрезмерную актуальность. Научные исследования в этой области не в полной мере учитывают новые условия и факторы развития туризма, трансформацию направлений туристских потоков [1, С. 199], увеличение возможностей в области информационного обеспечения управления туризмом путем вовлечения в этот процесс  новых информационных ресурсов. В этой связи на перспективу прогнозируется развитие научных исследований и практических разработок в сфере информационных коммуникаций в туризме.
Основная часть. Современное состояние информационных коммуникаций характеризуется рядом проблем, связанных с несовершенством региональной системы информационного обеспечения управления туризмом, формированием неофициальных баз данных, используемых в процессе принятия управленческих решений, возрастанием количества избыточной для управления информации, дефицитом данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений, возрастанием роли информации, исходящей от лоббистских групп.
Следует также отметить, что основное внимание исследователей и практиков сосредоточено на решении локальных задач развития информационных коммуникаций субъектов или объектов управления туризмом. Отсутствие взаимосвязи и системности в реализации этих задач снижает эффективность информационных коммуникаций системы управления туристско-рекреационными комплексами на региональном уровне. В этой связи, вне сомнения, изучение региональных проблем оптимизации информационных коммуникаций между субъектами и объектами управления туристской деятельности становится одним из важнейших направлений совершенствования системы управления туризмом на любом уровне власти и управления.
В настоящее время исследования в области информационных коммуникаций между субъектами и объектами управления туризмом не отличаются достаточным системным подходом. При этом целостность не рассматривается главным качеством объекта, который изучается. В должной мере не учитываются новые организационные, информационные и технические возможности в этой области. Системно не исследуются:
• факторы, определяющие основные тренды развития современного туризма;
• влияние информационных коммуникаций на трансформацию территорий, обладающих туристско-рекреационными ресурсами или включенных в туристский кластер;
• влияние информационных коммуникаций на эффективность управления деятельностью территориальных туристско-рекреационных комплексов (ТРК);
• проявления и причины неупорядоченности информационных потоков в системе регулирования туризмом;
• факты вброса в информационно-коммуникативное пространство сообщений, которые иногда бывают противоречивыми или малопригодными для целей управления региональным туризмом, особенно для прогнозирования трендов его развития.
Технические средства передачи информации в своем развитии ушли далеко вперед, они способны обеспечить обмен информационными данными в реальном режиме времени в любой конфигурации, поэтому современные проблемы обмена информацией находятся не в области технического обеспечения. Они касаются, в первую очередь, оптимизации состава и источников информации, сроков обмена актуальными для управления данными, их фильтрации и контроля, а также использования неофициальных баз данных, не интегрированных в систему управления ТРК.
Развитие информационных коммуникаций в туризме в настоящее время вызываются следующими основными причинами:
• необходимостью повышения эффективности управления на всех уровнях, которая официально признана крайне низкой;
• возрастанием избыточной, например, оперативной информации, которая бывает бесполезной для эффективного управления, а иногда и создает помехи для него;
• дефицитом нужной информации, например, об условиях и факторах, которые определяют современные тренды развития туризма, позволяющие их спрогнозировать.
Известно, что развитие информационных коммуникаций является сложной научной задачей. Она актуальна для современной стадии экономического развития, получившей название «информационной экономики», которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов.
Описание информационных коммуникаций системы «субъект – объект управления» в туризме в соответствии с теорией множеств можно формализовать следующим образом:
S = {K, D, Y, F}, (1)
где: S - информационно-коммуникативная модель «субъект – объект управления»;
K - множество элементов информационно-коммуникативной системы;
D - множество отношений между элементами информационно-коммуникативной системы;
Y - целевая функция информационно-коммуникативной системы;
F - внешние факторы, воздействующие на информационно-коммуникативную модель «субъект – объект управления».
Если элементарную схему информационной коммуникации считать системой, то ее описание можно представить в следующем виде:
K = {k1, k2, k3}, (2)
где: k1 – коммуникант (субъект управления);
k2 – информационное сообщение; 
k3 – реципиент (объект управления);
D ={d1,2, d3,2, d1,3, d3,1}, (3)
где: d 1,2 - отношение коммуникант - сообщение;
d 3,2 - отношение реципиент-сообщение;
d1,3 - отношение коммуникант-реципиент;
d3,1 - отношение реципиент-коммуникант;
Y = {y1, y2, y3}, (4)
где y1 - функция связи;
y2 – субъект - субъектное отношение;
y3 – субъект - объектное отношение;
F = {f1, f2, f3}, (5)
где: f1 - канал информационных коммуникаций;
f2 - помехи информационных коммуникаций;
f3 - шумы информационных коммуникаций.
Данный подход к описанию информационных коммуникаций  адаптирован к информационным коммуникациям региональных ТРК.
В современных условиях происходят существенные изменения в информационном пространстве, которые необходимо учитывать при совершенствовании управления ТРК субъектов РФ. Одной из основных целей изучения информационных коммуникаций является оптимизация процессов обмена информацией между субъектами и объектами управления туризмом. При этом рекомендуется учитывать новые формы организации, новые ее источники и особенности современных информационных коммуникаций, которые указаны в таблице 1.
Таблица 1 - Особенности развития информационных коммуникаций в туризме в современных условиях

п\п Особенности развития информационных коммуникаций
1 Возрастание значения и количества информационных коммуникаций во взаимоотношениях туризма с другими сферами и видами деятельности.
2 Изменение традиционной иерархической системы управления туризмом с появлением новых информационно-коммуникативных технологий, например: Интернета, информационно-туристских центров, локальных баз данных, информационно-вычислительных центров.
3 Развитие информационных коммуникаций по всем основным векторам: глубине, комплексности, разветвленности, непредсказуемости, неконтролируемости, свободному взаимодействию и блужданию по медиапространству («зэппинг») и другим направлениям, в ряде случаев создает «переизбыток» информации (информационный шум), который создает помехи в ее обмене. [2]
4 Отход от традиционных и массовых информационных коммуникаций. Например, «блогерство», конкурирует с интернет-сайтами и порталами, газетами, журналами, официальной информацией, что дает возможность субъекту управления в ряде случаев обращаться и руководствоваться «неофициальной» информацией.
5 Переизбыток информационно-коммуникационных связей как «страховка» органов управления от риска информационной неопределенности и непредсказуемости в процессе регулирования деятельностью территориальных туристско-рекреационных комплексов субъектов РФ. В результате появляется такой феномен, как «коммуникативная теснота»
6 Возможность любого субъекта управления выступать в качестве источника (коммутатора) и получателя (реципиента) информации о туризме, потенциально пригодной для принятия управленческих решений. Этими субъектами могут быть органы власти и управления, туристские предприятия, интернет-сайты, блогеры и социальные сети (личные и коллективные информационные зоны), мультимедийные средства, лоббистские группы и другие субъекты.
Увеличение количества источников и потребителей управленческой информации и расширение коммуникационных связей образует современное информационно-коммуникативное пространство: некую среду, в которой по каналам связи происходит обмен разнообразными информационными материалами о туризме между всеми, кто прямо или опосредовано участвует в управлении производством и потреблении регионального туристского продукта. В настоящее время информационно-коммуникативное пространство управления региональным туризмом включает следующую информацию: аналитическую (научную), маркетинговую (рыночную), собственно управленческую (директивную), справочную (нормативную), оперативную (ситуационную) и учетную (контрольную) информацию.
Необходимость системного подхода в изучении информационных коммуникаций субъектов и объектов управления региональным туризмом, требует, чтобы вопросы их развития рассматривались в единой модели «субъект и объект управления» («коммуникант – репициент») с учетом особенностей развития современного информационно-коммуникативного пространства, которые указаны в таблице 1.
В настоящее время в этом направлении на региональном, а также местном уровне произошли институциональные изменения, связанные с созданием туристско-информационных центров (ТИЦ) в Санкт-Петербурге, Калининградской, Калужской областях, Башкортостане и в других субъектах России. Задачами этих центров являются: формирование баз данных по туризму, налаживание информационных коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами, информационная поддержка системы управления туризмом в субъектах России.
Сама идея создания региональных ТИЦ отвечает требованию развития информационных коммуникаций в туризме. Необходимо четко определить их место и роль в управлении туризмом, а также их функции и задачи. Такие центры становятся универсальными и работают по всем возможным направлениям. В настоящее время они часто дублируют работу туристских предприятий, например, формируют новые туристские маршруты, решают локальные маркетинговые задачи по продвижению туристских продуктов отдельных предприятий.
Приоритетными задачами региональных туристско-информационных центров (ТИЦ) должны быть:
• обеспечение органов управления территориальных туристско-рекреационных комплексов (ТРК) достоверной и своевременной информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по развитию регионального туризма;
• формирования баз данных о состоянии и перспективах развития региональных туристско-рекреационных комплексов.
Потребность в достоверной информации в настоящее время возрастает из-за существенного роста масштабов внутреннего туризма. Данные об этом представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика внутреннего туризма 2015-2016 годах

п\п Данные по динамике развития внутреннего туризма в 2015-2016 годах
1 В 2015 г. внутренний туризм возрос на 20,0%. [3]
2 В 2015 г. сделано 50,0 млн. туристских поездок. [3]
3 В 2015 г. за рубеж выехало с туристскими целями 34,4 млн. российских граждан. [3]
4 В 2015 г. выездной поток туристов сократился на 8,5 млн. человек. [4]
5 В 2015 г. туристский поток из России в Таиланд, Испанию и Грецию сократился
в 2 раза. [4]
6 За 1-ое полугодие 2016 г. количество поисковых запросов о местах отдыха в России
по сравнению с 2015 г. резко возросло (на 60,0%).
7 Спрос на туристские услуги в сезон лета 2016 г. впервые превысил предложение
туристского продукта отдельных курортов Краснодарского края и Крыма.
8 В 2016 г. примерно каждая третья туристская заявка получила отказ в бронировании
туров из-за того, что туристская инфраструктура не была рассчитана на значительное
увеличение спроса на туристские услуги. [5]

Значительный рост масштабов внутреннего туризма из-за сокращения выездного туристского потока стал причиной возникновения ряда отрицательных внешних эффектов (проблем) инфраструктурного, экологического и медицинского характера. Они не были спрогнозированы и учтены, потому что соответствующая информация своевременно не дошла до органов управления, а обеспечивающая инфраструктура не была подготовлена к прибытию большего количества внутренних туристов.
Выводы.
В результате реализации государственной политики приоритетного развития внутреннего туризма происходит трансформация территорий субъектов РФ,  расширение информационного пространства туризма и усложнение информационно-коммуникационных связей между субъектами и объектами управления региональным туризмом.

Основная рубрикация