Планеты Солнечной системы названия

Казвания расстояние размеры происхождение Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон

Планеты (от греч. — блуждающие) — небесные тела, обращающиеся вокруг звезды. Они, в отличие от звезд, не испускают света и тепла, а светят отраженным светом звезды, к системе которой принадлежат. Форма планет близка к шарообразной. В настоящее время достоверно известны только планеты Солнечной системы, но весьма вероятно наличие планет и у других звезд.

Планеты Солнечной системы

Все планеты Солнечной системы (а их 9) подразделяются на две группы: внутреннюю, или земную (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешнюю, или юпитерову (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Планета Плутон еще почти не исследована и не может быть отнесена ни к одной из групп.

Внутреннние Планеты Солнечной системы

Планеты Солнечной системы внутренней группы обладают меньшей массой, меньшими размерами, большей плотностью, и вращаются вокруг Солнца они медленнее, чем планеты внешней группы.

Ближайшая к Солнцу планета — Меркурий. Она в 2,5 раза ближе к Солнцу, чем наша Земля. Весь путь по своей орбите Меркурий проходит за 88 суток. Планета медленно вертится вокруг своей оси, совершая один полный оборот за 158,7 земных суток. Диаметр планеты равен 4880 км.

Меркурий

С Земли Меркурий виден невооруженным глазом в лучах утренней или вечерней зари в виде светящейся точки, а в телескоп его можно увидеть в форме серпа или неполного круга. Солнце освещает всегда только одну сторону планеты, поэтому на ней всегда день и температура там достигает +300°С, а на другой стороне всегда ночь и температура там падает до —70°С. Атмосфера Меркурия сильно Разрежена и состоит из гелия с примесью аргона, неона, обнаружены там признаки углекислого газа. На Меркурии

нет воды, в недрах планеты содержится много тяжелых элементов, причем радиоактивность там вдвое больше, чем на Земле, вероятен вулканический процесс и, как следствие, горный рельеф. Ученые считают, что Меркурий в течение последних лет медленно остывает. Спутников Меркурий не имеет.

Венера

Венера — ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Диаметр ее 12 400 км, расстояние от Солнца 108 млн. км. Полный оборот вокруг Солнца опа совершает за 2-13 земных суток. Кратчайшее расстояние от Земли до Вейеры — 39 млн. км.

Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа (97%), азота (2%), водяных паров, кислород содержится только в виде примесей (0,01%), есть ядовитые газы, похожие на образующиеся при вулканических процессах. Атмосфера достаточно плотная, имеет сгустки, напоминающие облака, что затрудняет рассмотрение поверхности Венеры. Плотная атмосфера мешает охлаждению планеты ночью и сильному нагреву днем, поэтому температура в разное время суток па Венере практически одинаковая и составляет 500°С. Давление в 100 раз превышает давление у поверхности Земли. Еще в 1761 г. М.В.Ломоносов предположил наличие у Венеры атмосферы, но только спустя 200 лет автоматические станции стали совершать полеты в сторону этой планеты. Научные исследования показали отсутствие на Венере магнитного поля и радиационных поясов. Именно тогда и был определен состав атмосферы этой планеты. Венера, как и Меркурий, не имеет собственных спутников. Название свое эта планета получила от древних астрономов, назвавших эту планету в честь римской богини любви и красоты.

Земля

Земля — третья планета Солнечной системы. Имеет форму, близкую к шарообразной (см. «Форма и размер Земли»). Радиус шара, равновеликого Земле, — 6371 км, площадь поверхности 510,2 млн. км2, масса — 6,0-11021 кг. Земля обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси (см. «Движения Земли»). Вокруг Земли обращается один естественный спутник — Луна. Луна находится па расстоянии 384,4 тыс. км от поверхности нашей пла-исты. Средняя скорость движения Лупы 1,023 км в секунду. Периоды ее обращения вокруг Земли и вокруг своей осп совпадают, поэтому Лупа повернута к Земле только одной стороной, а другую с Земли ие видно. Атмосферы у Лупы пет, поэтому сторона, обращенная к Солнцу, имеет высокую температуру, а противоположная, затемненная — очень низкую. Поверхность Лупы неоднородна. Заметными частями лунного рельефа являются «моря» — круглые равнины без воды, т.к. воды па Луне пет. «Моря» имеют темную окраску, т.к. они, как правило, вулканического происхождения и покрыты вылившейся из недр лавой. Кроме «морей», па Луне есть горные хребты. Опп ограничивают равнины. Наблюдаются па Лупе и огромные кратеры. Они образованы либо в результате падения метеоритов па лунную поверхность, либо в результате вулканических извержений. Равнина и горные хребты на Лупе пересечены трещинами.

Луна — ближайшее к Земле небесное тело, поэтому она интересовала людей с древних времен.

Фазы Лупы (новолуние, полнолуние и другие) меняются в зависимости от взаимного расположения Земли, Солнца и Лупы.

Расстояние от Марса — четвертой планеты Солнечной системы — до Солнца изменяется в пределах от 200 до 250 млн. км. Период обращения планеты вокруг Солнца почти вдвое больше, чем период обращения Земли, — 1 год 11 месяцев. Период вращения вокруг своей оси — 21 часа 37 минут. Между Марсом и Землей много общего. Па Марсе существуют тепловые пояса, сменяются времена года, но марсианский климат значительно более суров, чем земной. Средняя температура Марса — 30°С (Земля +10°С). Па экваториальной поверхности температура днем +20°С, ночью до -40°С; у полюсов — летом +10°С, зимой -60°С. Атмосфера Марса сильно разрежена и содержит азот (72 А,), углекислый газ (16%), аргон (8%). Кислорода в ней не обнаружено, водяного пара очень мало. Поверхность Марса ровная, на пей выделяются «материки» и «моря». ♦Материки» — обширные пустыни, а относительно марсианских морей существуют разные мнения: полагают, что это низменные пространства, но возможно, что это места выхода коренных пород.

Марс

Основная загадка марсианских «морей» — изменение цвета в зависимости от времени года. Так называемые «каналы» па Марсе — прямые узкие линии, вероятнее всего представляют собой цепочки темных пятен, сливающиеся при их рассмотрении с Земли в полосы. У Марса два небольших спутника: Фобос и Деймос, причем Фобос обращается вокруг Марса с большей скоростью, чем Деймос и сама планета.

Планеты Солнечной системы Внешние

Юпитер

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Эта планета в 2 раза массивней, чем все остальные планеты вместе взятые. Диаметр Юпитера составляет 143 тыс. км. Юпитер больше Земли по объему в 1300 раз Но масса Юпитера незначительна по сравнению с его объемом и массой Солнца. Юпитер вращается вокруг своей оси за 10 часов, а полный оборот вокруг Солнца делает за 12 зем пых лет. Юпитер не похож па планеты земной группы. До настоящего времени неизвестно, какая у пего поверхность

• — твердая или жидкая, наблюдается только газовая обо лочка планеты. Юпитер желтее Солнца, его видимый диск пересечен серией горизонтальных темных полос. Ученые уже давно наблюдают за Большим Красным пятном, ко торое есть на планете, и предполагают его газовую прпро ду. Атмосфера Юпитера состоит из водорода, гелия, метана и других газов. По последним данным, Юпитер име ет 14 спутников, из них 4 самых ярких и крупных. Уче ные на основании косвенных данных пришли к выводу что планета Юпитер состоит из 2 частей: тяжелого ядра и газовой оболочки, толщина которой очень велика.

• Сатурн

Сатурн — шестая планета Солнечной системы — во многом сходен с Юпитером. Он расположен от-Солнца по чти вдвое дальше, чем Юпитер. По своей величине он ус тупает Юпитеру, по также относится к планетам-гигантам. Диаметр планеты по экватору составляет 120 тыс. км, по по массе Сатурн уступает Юпитеру более чем втрое и имеет низкую среднюю плотность. Он совершает один обо рот вокруг Солнца за 29,5 земных лет, а вокруг своей оси — за 10 часов 14 минут. Сатурн, как и другие планеты-гиганты, состоит из газов водорода и гелия, которые находятся в твердом состоянии из-за высокого давления. В атмосфере Сатурна, кроме водорода и гелия, обнаружен метан и аммиак. Температура на планете низкая, примерно -145°С. Особенностью Сатурна являются плоские светящиеся кольца, опоясывающие планету вокруг экватора, не соприкасаясь с ее поверхностью. Кольцо Сатурна по сплошное, а состоит из множества мелких частиц. У Сатурна 10 спутников.

Уран

Уран расположен па седьмом место в Солнечной системе. Он находится от Солнца на расстоянии вдвое большем, чем Сатурн. Период полного обращения Урана вокруг Солнца — болое 84 земных лет. Он отличается от других планет тем, что движется как бы лежа на боку: плоскость его экватора перпендикулярна к плоскости орбиты. Вокруг своей осн Уран вращается за 10 часов 49 минут, по в обратном направлении по сравнению с другими планетами. Благодаря такому «лежачему» положению при обращении вокруг Солнца, на планете продолжительный полярный день и полярная ночь — примерно по 42 земных года. Только па узкой полосе вдоль экватора Солнце выходит через каждые 10 часов. Температура па Уране низкая, -220пС. Установлено, что в атмосферу Урана входит водород, метан и гелий. У Урана 5 спутников.

Нептун

Нептун — восьмая планета Солнечной системы. Она еще более удалена от Солнца. Время ее обращения вокруг Солнца — почти 165 земных лет, а период вращения планеты вокруг собственной осп составляет 15,8 часов. Атмосфера планеты, так же как и других соседей Нептуна, состоит из водорода, метана и гелия. У Нептуна два спутника. Удаленность этой планеты от Земли существенно ограничивает возможность ее исследования.

Плутон